Основные вопросы организации ведомственного контроля за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, правонарушениях, происшествиях в территориальных ОВД на районном уровне.
10.01.2022Укрепление учетно-регистрационной дисциплины как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту является важной составляющей управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.
Согласно Конституции РФ граждане РФ наделены правом обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлениям. В связи с этим на соответствующие органы возложена обязанность принимать, регистрировать, проверять, выносить законные и обоснованные решения по всем обращениям заявителей, сообщать им о принятых решениях.
Преступления являются наиболее тяжкими нарушениями закона, поэтому порядок разрешения сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством, ведомственными актами и обязателен для всех правоохранительных органов.
Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка и реагирование на информацию о преступлениях, а также правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей организации в органах внутренних дел контроля процесса доследственного производства. Такой контроль основывается на положениях уголовно-процессуального закона, нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры РФ.
Осуществление ведомственного контроля за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений возлагается на начальника органа внутренних дел, руководителей следственных органов, подразделений дознания, а также создаваемые в органах внутренних дел комиссии по проверке порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях и иной информации.
Процесс доследственной проверки можно разделить на следующие этапы, связанные с организацией приема, регистрацией сообщений о преступлениях и принятием по ним решений:
1) принятие сообщений о преступлениях;
2) регистрация сообщений о преступлениях и их учет;
3) проверка сообщений о преступлениях;
4) упреждающий контроль за рассмотрением сообщений о преступлениях;
5) принятие по сообщениям правового решения (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении сообщения по подследственности или подсудности);
6) контроль за соблюдение законности принятых решений.
Контроль как способ предупреждения нарушений
учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел
Как отмечалось выше, соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях, учете преступлений, а также рассмотрении жалоб на действия и решения сотрудников полиции, осуществленное в рамках таких процессуальных полномочий является приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел.
Деятельность органов внутренних дел по регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, а также учету преступлений исключительно подконтрольна и должна отвечать требованиям законности и обоснованности.
Только обоснованное решение может быть признано законным, а обоснованность, в свою очередь, должна обеспечиваться строгим соблюдением требований уголовно-процессуального закона при сборе, проверке и оценке фактических данных, положенных в основу процессуального решения. Обеспечению законности и обоснованности в деятельности органов внутренних дел по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении служат ведомственный контроль, прокурорский надзор, судебный и общественный контроль.
Наиболее характерным для учетно-регистрационной работы является ведомственный контроль, который можно подразделить на два взаимосвязанных вида: процессуальный и непроцессуальный (организационный).
Ведомственный процессуальный контроль урегулирован уголовно- процессуальным законом и осуществляется руководителями органов дознания.
Согласно ст. 144, 145 УПК РФ на органы дознания и следствия как на субъекты уголовно - процессуальных правоотношений в части рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях возложены следующие процессуальные обязанности:
1) принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении;
2) проверять поступившее сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении;
3) принимать решение по сообщению о преступлении.
В органах внутренних дел ведомственный процессуальный контроль реализуется начальниками органа дознания (начальником территориального органа МВД России, его заместителем - начальником полиции и начальником территориального подразделения полиции) и органа следствия в отношении процессуальной деятельности конкретного должностного лица, осуществляющего проверку заявлений и сообщений о преступлении, принятие по ним решения.
Наряду с процессуальным контролем в отношении лица, непосредственно рассматривающего заявление или сообщение о преступлении, осуществляется ведомственный организационный (непроцессуальный) контроль, который также направлен на выполнение задач уголовного судопроизводства, но реализуется в административно-правовой форме.
Нормативными правовыми актами МВД России установлен общий для органов внутренних дел порядок приема, регистрации, разрешения и учета поступающих к ним сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Ведомственные правовые нормы подтверждают обязанность органов внутренних дел, как органов дознания, принимать сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях, а их начальников – осуществлять систематический контроль за соблюдением законности при приеме, регистрации, проверке, разрешении и учете преступлений.
На первоначальном этапе приема сообщений о преступлении деятельность руководителя заключается в осуществлении контроля за обеспечением полноты регистрации в КУСП дежурной части территориального органа МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, контроль за осуществлением порядка приема заявлений о преступлениях и происшествиях со стороны руководителя органа внутренних дел заключается в создании условий, направленных на максимально полную регистрацию сообщений.
Немалую роль в реализации положений ведомственного контроля играет правильная оценка поступившей информации о преступлении, принятие обоснованного решения о необходимости производства предварительной проверки, а также — определение ее границ. Практика показывает, что от определения направления и объема проверочных действий во многом зависит обоснованность и законность возбуждения уголовного дела. Начальник органа внутренних дел или лицо, его замещающее, в зависимости от содержания поступившей информации о преступлении контролирует ее проверку.
Эта процедура заключается в определенном порядке действий.
В случаях, когда проведение предварительной проверки не требуется, вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен незамедлительно. Если же имеется необходимость в уточнении признаков преступления для возбуждения уголовного дела, начальник органа дознания, отдавая поручение о производстве предварительной проверки, должен определить ее границы, т.е. указать, какие обстоятельства необходимо уточнить, либо какие действия следует выполнить. Это позволит избежать неоправданного расширения границ предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, необоснованного или несвоевременного вовлечения граждан в сферу уголовного судопроизводства и в какой-то мере повлияет на оперативность принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела.
В рамках ведомственного контроля проверки сообщений о преступлениях руководителю (начальнику) органа внутренних дел необходимо осуществить следующие мероприятия:
- определить исполнителя;
- изучить материалы проверки и дать по ним указания;
- проконтролировать сроки проведения проверки, ее полноту и качество.
В целях осуществления систематического упреждающего процессуального контроля за проведением проверок в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ до истечения предусмотренного статьей 144 УПК РФ срока руководитель (начальник) органа внутренних дел изучает находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников органа дознания материалы до принятия по ним процессуальных решений. В случае необходимости дает письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений.
Определение исполнителя, изучение материалов проверки и дача по ним указаний являются элементами ежедневного контроля руководителя за состоянием учетно-регистрационной работы подчиненного органа внутренних дел, определяемыми ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами.
Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Законодатель отвел трехдневный срок для принятия решения, однако в определенных законом случаях возможно увеличить его до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30 суток.
Однако изучение статистических данных и практической деятельности показывает, что в большинстве органов внутренних дел начальник либо лицо, его заменяющее, следит лишь за тем, чтобы срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях не выходил за пределы десяти суток.
Аналогичным образом ориентированы и работники дежурных частей, осуществляющие контроль за своевременностью разрешения информации о преступлениях и представляющие начальнику органа внутренних дел сведения об этом. При таком подходе часто не выясняется, почему решение не принято в течение трех суток и какие обстоятельства повлекли увеличение срока предварительной проверки. Очевидно, что отсутствие соответствующего контроля является одним из условий ситуации, когда десятидневный срок разрешения заявления (сообщения) о преступлении из исключительного случая превратился в обычный, что отрицательно сказывается на обеспечении прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела.
Согласно п. 50. Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736, по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
- по сообщению о преступлении - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК;
- по сообщению об административном правонарушении - о возбуждении дела об административном правонарушении; об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности; о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности, на территории обслуживания которого совершено административное правонарушение;
- по сообщению о происшествии - о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности; о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности, на территории обслуживания которого произошло происшествие; о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП; о приобщении заявления о происшествии к разыскному делу; о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.
В соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях руководитель (начальник) территориального органа МВД России:
- несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях;
- обеспечивает ежедневный контроль за соблюдением сроков разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также правильностью ведения КУСП с записью об этом в книге приема и сдачи дежурства.
В случае выявления фактов нарушения порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях руководитель (начальник) территориального органа МВД России обязан принять безотлагательные меры по устранению обстоятельств, следствием которых явились нарушения, и привлечению виновных лиц к ответственности.
Контроль за соблюдением законности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации возлагается также на руководителей подразделений органов внутренних дел, сотрудниками которых принято решение по материалам.
Обеспечивать ведомственный контроль призвана также специальная комиссия по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины, создаваемая в территориальном органе МВД России, которая:
- в соответствии с установленной руководителем (начальником) территориального органа МВД России периодичностью, но не реже одного раза в квартал проверяет полноту регистрации в КУСП и результаты разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также проводит сверку сведений, содержащихся в КУСП, и сведений, полученных из других источников информации, включая корешки талонов-уведомлений о передаче, талоны-корешки;
- заслушивает сотрудников органов внутренних дел, допустивших нарушение порядка и сроков приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также их непосредственных руководителей. По результатам заслушивания вносит предложения руководителю (начальнику) территориального органа МВД России о принятии мер воздействия к сотрудникам, допустившим нарушения, а также об устранении обстоятельств, следствием которых явились нарушения. По результатам заслушивания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии.
С целью повышения эффективности деятельности органов внутренних дел МВД России, совершенствования процессуального контроля, обеспечения обоснованности процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела, деятельность руководителей (начальников) органов внутренних дел, руководителей следственных органов должна иметь согласованный характер и представлять собой последовательность действий или некий алгоритм, включающий в себя следующие действия:
1) принятие мер по организации проверок сведений, содержащихся в заявлениях и сообщениях о преступлениях и происшествиях, и вынесению процессуальных решений в течение трех суток с момента поступления заявления, сообщения, а по материалам, имеющим достаточные основания для незамедлительного возбуждения уголовного дела - в течение дежурных суток. По заявлениям, сообщениям о преступлениях, проверка по которым проведена не в полном объеме, при наличии оснований, указанных в ч. 3 ст. 144 УПК РФ, в установленном порядке решать вопрос о продлении срока проверки до 10 суток, а в исключительных случаях - до 30 суток. При этом решение о продлении срока проверки сообщения о преступлении должно быть мотивированным;
2) непосредственное изучение руководителем (начальником) органа внутренних дел, руководителем следственного органа материалов проверки заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе с целью исключения случаев промедления в возбуждении уголовных дел при наличии признаков преступления. При отсутствии в материалах достаточных данных, указывающих на признаки преступления, незамедлительно направлять материалы для проведения органом дознания дополнительной проверки с сопроводительным письмом, содержащим перечень конкретных мероприятий, а также сведений, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
3) при выявлении факта вынесения незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указанное решение незамедлительно отменять, возбуждать уголовное дело либо направлять материал для продолжения проверки с конкретными указаниями и установлением срока их исполнения;
4) лично изучать каждый материал до направления прокурору и заявителю копий постановления о принятом решении о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела;
5) в случае отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно принимать решение о необходимости продолжения проверки либо по обжалованию постановления прокурора в установленном законом порядке. По результатам дальнейшей проверки принимать решение в соответствии с требованиями ст. 145 УПК РФ;
6) не допускать фактов принятия повторных решений об отказе в возбуждении уголовного дела без исполнения в полном объеме указаний руководителя следственного органа и указаний прокуроров при отмене ими постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.
Таким образом, для достижения конечной цели в организации контроля за учетно-регистрационной дисциплиной – исключение фактов нарушений законности - нельзя отдавать предпочтение какому-то одному виду или одной форме контроля. Необходимо иметь в виду, что все они имеют как преимущества, так и недостатки. Только умелое сочетание субъектом управления различных видов и форм контроля, правильный их выбор в соответствии со складывающейся обстановкой, реальными возможностями и условиями способны обеспечить надлежащую организацию учетно-регистрационной работы. От надлежащей организации ведомственного процессуального контроля зависит состояние законности процессуальной деятельности органов дознания и предварительного расследования при приеме, регистрации сообщений о преступлениях и принятии по ним решений.